Новруз - "Новый день" - главный доисламский праздник Центральной Азии, который получил распространение в Ахеменидской империи и напрямую восходит к зороастризму, а также к еще более ранним индоиранским культам.
Его историю описывал в специальном трактате "Науруз-наме" Омар Хайям, который больше всего ценил эти весенние дни:
Дождем Навруза увлажнилось поле.
Из сердца прочь гони и скорбь и боли.
Пируй теперь! Из праха твоего
В грядущем зелень вырастет - не боле.
Это праздник обновления, а также день поминовения мертвых, которые разделяют с живыми ритуальную трапезу Хафт син. Ее главным элементом является сумаляк - сладкая похлебка из проросших зерен пшеницы, которую часами варят в больших котлах, прямо возле дома, чтобы угощать гостей и прохожих.
Cреди других праздничных блюд можно отметить лепешки со свежей весенней зеленью, которые тоже выпекают на улице, в самоходных тандырах.
Жители Узбекистана пируют в эти дни на природе, собираясь под цветущими деревьями или на зеленых лугах. А вечером люди водят хороводы и жгут костры.
Ксенофонт описывает подобное празднование в Персеполисе. И действительно, мы снимали на руинах этого города похожие сценки, изображенные на сохранившихся барельефах.
В советское время Новруз пропагандировал нарком Нариман Нариманов, упокоившийся возле Кремлевской стены. Причем, он подчеркивал, что Ислам лишь отчасти ассимилировал этот архаический праздник.
Новруз до сих пор запрещен в Турции - как элемент национального самосознания курдов, а в этом году его запретили праздновать в Афганистане, несмотря на попытки замаскировать празднование Новруза, который попытались отметить как День цветения миндаля.
И афганцам приходится встречать весну в подпольном режиме.